понедельник, 6 февраля 2012 г.

Поставить на будущее

Сергей Власов, PR-менеджер URE Club

В минувшем году URE Club стал, пожалуй, тем «пятым элементом», который смог объединить игроков рынка недвижимости Украины и привести их к конструктивному диалогу. Осуществить это удалось благодаря верному расчету: URE Club сделал акцент на новые форматы встреч. Еще один правильный ход — выбор актуальных тем для обсуждений — и, как результат, высочайшая активность и результативность всех его мероприятий. Но главное, сыграла ставка на будущее — самая важная ставка в любом деле. 

На пути к инновационному будущему 

В ноябре 2011 года URE Club провел конференцию, посвященную инновационному будущему Украины, – UREC Innovations Conference 2011. Основными темами мероприятия стали: «зеленое» строительство, перспективы энергоэффективных технологий на местном рынке, применение экологических материалов и инновационных систем для экономии средств, затрачиваемых на энергоресурсы, а также последние тенденции в автоматизации и управлении объектами недвижимости. В обсуждении приняли участие ведущие эксперты области информационных технологий, управления и проектирования недвижимости, представители девелоперских и инвестиционных компаний. Кроме украинских в качестве спикеров на мероприятии выступили и зарубежные специалисты.

В первую очередь, участников конференции волновал вопрос экономической эффективности «зеленого» строительства в Украине. Инвестиции в энергоэффективность, как сообщалось в докладах экспертов, окупаются не за год и даже не за два – иногда на это уходят десятилетия. Приходится выбирать между выгодой «здесь и сейчас» и долгосрочной перспективой, а к таким условиям реализации проектов многие девелоперы в Украине оказались не готовы.

Впрочем, по мнению профессионалов, инвестиции в новые технологии позволят не только сэкономить средства на эксплуатацию, но и создать условия для получения застройщиками или владельцами дополнительной прибыли от объектов недвижимости сразу, а не по прошествии десятка лет. Среди технических новинок, еще практически не применяемых в Украине, но несущих в себе огромный потенциал для девелоперов, основатель компании «Медиа Трейд Украина» Сергей Блажевич назвал медиафасады, позволяющие превратить стены зданий в рекламные и информационные носители. В крупных торговых центрах также можно применять системы направленного звучания, дизайнерские кубы MicroTiles, которые могут быть собраны в информационные носители различной формы (например, барные стойки), и многое другое. «Кроме простой экономии, в недвижимости следует обращать внимание на технологии, повышающие интерес и комфорт покупателей и арендаторов торговых центров. Кроме того, технические новшества могут не только заинтересовывать или удивлять, но и приносить реальные доходы владельцам», – подчеркнул в своем выступлении С. Блажевич.

Тенденции развития торговой недвижимости 

Все эксперты отметили, что в течение 2011 года сегмент торговой недвижимости был самым стабильным, наиболее успешно пережившим кризис и быстроразвивающимся. В связи с этим весьма интересным оказался поднятый на конференции вопрос о будущих тенденциях ретейла: чего можно ожидать от этого сегмента, в каком направлении он будет двигаться дальше?

Самыми передовыми и быстро развивающимися форматами коммерческих объектов в Украине, по мнению экспертов, в ближайшее время станут ретейл-парки, торговые центры нового поколения и аутлет-центры. Также, возможно, появятся первые проекты «уличных торговых центров» (street shopping malls). В Европе же одна из наиболее популярных концепций – «сток парки». Их особенности: размещение комплексов за пределами города, низкая стоимость представленных товаров, большие магазины с широким ассортиментом, очень активный и целенаправленный маркетинг, а также удобная планировка и наличие просторных парковок.

Как заявил директор по торговой недвижимости компании GFive Development Мигель Лопес, «сток парки» как торговые объекты нового поколения будут располагаться в доступных местах, но уже за пределами города. Главные составляющие для успешной реализации таких проектов – профессиональное управление и регулярные маркетинговые мероприятия, не требующие больших затрат, но направленные на конкретную целевую аудиторию».

А вот для успешной реализации ретейл-парков, по мнению Мигеля Лопеса, нужно достичь минимальной себестоимости при сохранении достаточного качества строительства. Также в таких объектах следует применять продуманную ценовую политику: стоимость товаров должна быть заметно ниже, чем в торговых центрах.

«Зеленый» совет 

Помимо экономической составляющей, на конференции затронули и вопрос стандартизации и сертификации «зеленого» строительства в Украине.

Тема использования возобновляемых энергоресурсов в строительстве целого жилого района была представлена на конференции в презентации директора подразделения по инженерии «зеленого» строительства компании Paul Wurth Кая Фридрихса. На примере проекта Paul Wurth Quarter в Люксембурге специалист наглядно продемонстрировал, как промышленную зону можно превратить в экологически чистый жилой микрорайон с «зеленой» инфраструктурой. Особенно актуальны такие решения в условиях плотной городской застройки. Отвечая на вопросы участников конференции, Кай Фридрихс подчеркнул: «Одно из преимуществ подобных проектов – снижение расходов на энергоресурсы, потребляемые зданиями, почти на 50%, а ведь цены на энергию будут все время расти. Следовательно, привлекательность такого объекта в будущем только увеличится».

Развивая тему сертификации экологических объектов, эксперты упомянули о создании в Украине Совета по «зеленому» строительству (Ukrainian Green Building Council – UAGBC). Это профессиональная общественная организация, деятельность которой направлена на развитие и внедрение современных технологий в области экологического строительства в Украине. UAGBC официально является членом Всемирного совета по «зеленому» строительству (WorldGBC), крупнейшей и авторитетной организации, объединяющей более 75 национальных советов по всему миру.

Как рассказал управляющий партнер ArtBuild Hotel Group Алексей Евченко (компания – один из учредителей UAGBC), «в нашей стране появляется все больше ответственных и профессиональных компаний, для которых философия экологического (устойчивого) развития не пустой звук. Если говорить сугубо об экономическом аспекте, то мы уверены, что постоянный рост цен на энергоресурсы в Украине сделает сторонниками энергоэффективного строительства очень многие компании. Задача UAGBC как раз и состоит в том, чтобы помочь украинским компаниям перенять существующий международный опыт в области экологического строительства».

Итак, одним из главных выводов конференции стало признание того, что все необходимые технологии и разработки в сфере создания и развития инновационных проектов уже есть. Необходимо лишь начать применять их в своей деятельности. «Нам осталось только изучить и использовать на практике самое лучшее из существующего, и тогда процесс модернизации в Украине пойдет быстрее и эффективнее», – поделилась Галина Гаврилова, исполнительный директор компании «ЭСТА Проперти Менеджмент».

Новые и знакомые форматы

Формат конференции на инновационную тему – не единственное новшество для URE Club в 2011 году. Кроме него, новым для рынка Украины стал и формат CEO Networking Dinner – мероприятие, на котором за восьмью круглыми столами проходило обсуждение на различные темы, интересующие представителей всех сегментов рынка недвижимости. Стоит отметить, что Клуб развивал и уже знакомые форматы, например, бизнес-туры, бизнес-ланчи. Все с той же высокой результативностью проходили заседания Комитета по вопросам права: на них рассмотрели около двадцати законопроектов и нормативных документов. Темами заседаний в 2011 году стали: отвод земельных участков, градостроительные нормы, разрешения на строительство и другие важные вопросы рынка недвижимости.

Актуальные темы

Одна из главных задач URE Club – актуальность тем всех проводимых им мероприятий. Последних за прошедший год состоялось немало – более двадцати, и на каждом из них поднимались «живые» темы, волнующие всех участников рынка недвижимости Украины.

Так, за круглым столом в формате бизнес-завтрака в нынешнем году обсуждались вопросы концепций успешных торговых центров, перспектив офисной недвижимости, преимущества профессионального управления зданиями, взаимодействия участников строительного процесса и многие другие.

Другой актуальной в 2011 году темой стал поиск источников финансирования для реализации девелоперских проектов. Ей почти полностью был посвящен UREC Hospitality Forum – мероприятие, на котором встретились представители гостиничного бизнеса и банковского сектора. По мнению экспертов, данный рынок остается привлекательным для иностранных инвесторов, в первую очередь, с точки зрения окупаемости проектов: в отличие от других европейских столиц, в Киеве наблюдается довольно высокая (до 65%) наполняемость отелей при сравнительно высокой цене за номер. С другой стороны, сдерживающими факторами для инвестиционных компаний выступают негативные тенденции в макроэкономике, разрыв в ожиданиях инвесторов и собственников и в ценообразовании. Также инвесторы опасаются резкого переполнения гостиничного рынка, как это случилось в Варшаве и Екатеринбурге.

Кроме этого, на форуме обсуждались тенденции, связанные с приходом в Украину международных операторов, и вопросы, касающиеся сотрудничества с ними. Ведь, как подчеркнул операционный директор Reikartz Hotel Management Себастьян Кремер, «увеличение конкуренции помогает повышать профессиональный уровень игроков рынка», следовательно, способствует его развитию и укреплению позиций.

Как уже упоминалось, в 2011 году стабильным развитием и быстрым восстановлением после кризисного периода отличался сегмент торговой недвижимости. Такая активность не могла остаться незамеченной, и в начале лета URE Club провел еще одно масштабное мероприятие – Retail Forum Ukraine’ 2011. Выражая общее настроение, директор компании «Укрбудконтракт» Юрий Иосилевич сказал: «После кризиса неизбежен подъем. Первым, как и прогнозировалось, стал восстанавливаться торговый сегмент. Меня радует то, что кризис оставил профессионалов, большинство из которых собрались на форуме. Обмениваясь конструктивной информацией, принимая взвешенные решения, реализовывая качественные проекты, мы вернем отрасли позиции локомотива, ведущего экономику страны исключительно вперед».

Также на Retail Forum Ukraine’ 2011 говорилось о росте интереса международных компаний к сегменту торговой недвижимости в Украине, развитии продуктовых сетей, активном притоке инвесторов в ретейл.

Перспективы

В планах на 2012 год у URE Club множество интересных, полезных для игроков рынка мероприятий на актуальные и злободневные темы. Разумеется, продолжится работа в юридическом секторе (этим будет заниматься Комитет по вопросам права, успешно осуществляющий деятельность в течение всего текущего года). Возможно, URE Club реализует и другие проекты – тематические комитеты, которые будут заняты в других областях, не менее важных для рынка недвижимости. Будут организованы новые форумы и конференции, которые соберут на своих площадках ведущих экспертов в торговой, жилой, офисной и складской недвижимости. Множество вопросов обсудят между собой банковские специалисты, инвесторы, девелоперы, генеральные подрядчики и генеральные проектировщики, юристы и управляющие компании.

Клуб намерен и в дальнейшем придерживаться первостепенных правил, таких как профессиональный подход к организации всех мероприятий, подбор «горячих» тем, проведение дискуссий и обсуждений.

Важным направлением в 2012 году URE Club наметил для себя конкретные действия по увеличению инвестиционной привлекательности украинского рынка недвижимости. Для достижения этой цели очень важно продолжать поддерживать диалог между игроками внутреннего рынка и иностранными компаниями, укреплять имидж украинских компаний за пределами страны. Все это важная, ответственная и почетная миссия для отраслевого профессионального объединения. А главное – миссия выполнимая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий