среда, 25 июня 2014 г.

«Нажитая» экспертиза

Радомир Цуркан, Управляющий партнер CBRE в Украине

Украинские собственники достаточно «самостоятельны» в вопросе определения идеи создания конкретного проекта: целесообразности вхождения в тот или иной проект, в выборе сегмента, формата и масштаба будущего объекта. Попробуем найти ответы на вопросы: насколько критично расхождение во мнениях девелопера и консультанта на рынке недвижимости Украины, как это влияет на развитие отрасли, и существуют ли предпосылки для изменения ситуации в лучшую сторону?

Особенность нашего развивающегося рынка коммерческой недвижимости сегодня в том, что украинский девелопер ценит свою собственную «нажитую» экспертизу и опыт гораздо выше компетентности международного консультанта. Самоуверенность и самонадеянность порой приводит к неэффективности проекта и, соответственно, большим потерям в дальнейшем, поскольку строить «неправильное» стоит столько же (если не дороже), сколько и «правильное», а исправить потом практически невозможно.

Однако парадокс в том, что на нынешнем этапе развития рынка коммерческой недвижимости местные девелоперы стратегический консалтинг все-таки используют, но строят часто вопреки рекомендациям. То есть перед консультантом ставится задача, к примеру, подсказать правильную концепцию или исследовать спрос и предложение, чтобы понять, что и сколько строить. Работа выполняется профессионально, с «защитой» и примерами. Результат аргументируется, объясняется. Но зачастую основные лица заказчика (акционеры, топ-менеджеры) все равно реализовывают свои самостоятельные решения, которые либо частично, либо почти полностью не соответствуют рекомендациям консультанта. В результате, риск ошибки остается высоким из-за того, что стратегический консалтинг в большей степени проигнорирован, хотя проплачен, выполнен и лежит на столе.

Или у девелопера может быть свой отдел исследования для собственных проектов. Однако в данном случае преимущество консалтинговой компании в том, что она — внешний игрок рынка и, кроме того, выступает «связующим звеном» между собственником объекта и арендатором/покупателем, а значит, имеет возможность проанализировать спрос и предложение (как существующее, так и запланированное) более полно. Другими словами, имеет больше возможностей уменьшить риск неудачи будущего проекта. При этом затраты на консультанта окупаются с лихвой за счет увеличения эффективности объекта. И ответственности у консультанта больше, в силу дальнейшей работы по наполнению объекта, его коммерческому или техническому управлению, не говоря уже о репутации.

На практике пока что при создании концепций объектов девелоперы часто больше доверяют традиционным участникам проектов: архитекторам, проектировщикам, инженерам, конструкторам. Это достаточно профессиональные специалисты в своей области, но, за редким исключением, ни один из них не является профессиональным игроком рынка коммерческой недвижимости, способным изучить спрос и предложение. Также никто из них не будет ответственным за реализацию будущего объекта и за его коммерческую эффективность.

А именно эта задача возлагается на консультантов в развитых странах. И в Украине уже несколько лет есть достаточно сильная «лига» международных консультантов, способных помочь создать наиболее правильный и коммерчески эффективный проект в каждом отдельном случае и месте.

Что делать, чтобы объект приносил деньги, а рынок развивался? Доверять больше консультантам! Тандем двух независимых игроков рынка — девелопера и консультанта — дает гораздо больше вероятности успеха будущего объекта и обеспечивает правильный вектор развития рынка коммерческой недвижимости в целом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий