Вадим Непоседов, Президент
компании UTG
Сектор торговой недвижимости перешел в новую эру — эру крупномасштабных
мегамоллов, генерирующих высокий ежедневный трафик посетителей. В прошлом году
в столице открылось шесть больших торговых центров, в этом году планируется
открытие ещё шести, три из которых — невиданных для Украины масштабов. Такие ТРЦ
генерируют поток, равный 1 тыс. посетителей на 1 тыс. кв.м торговых площадей в
день. Соответственно, для ТРЦ с торговой площадью в 80 тыс. кв.м эта цифра
составляет 80 тыс. человек в день. Потоки такого размера полностью меняют
транспортную и инфраструктурную карту города. Проблема в том, что город часто
оказывается не готов к таким изменениям.
Торговые центры первого поколения,
с инвестициями до $10 млн, были потребителями трафика и подстраивались под
остановки общественного транспорта. Современные же объекты строят как небольшие
города, инвестируя в них от $100 млн. Такие комплексы сами являются генераторами
потоков — и настолько больших, что теперь уже транспорт должен подстраиваться
под них.
Однако в столице, как и в Украине
в целом, все ещё руководствуются советским сценарием действий. При
проектировании объекта будущие потоки формируются исходя из действующей и
перспективной инфраструктуры: транспортных узлов, остановок общественного транспорта,
дорожной и тротуарной сети. Трансформация же дорог и коммунального транспорта у
нас происходит постфактум, как реакция на уже возникшую проблему: пробки, увеличение
смертности на дорогах и прочее.
Но вопрос здесь даже не в самих
изменениях, а в их финансировании. Неудобства, генерируемые новыми торговыми
центрами — шум, световая реклама, пробки, снижение скоростных показателей транзитных
потоков — и связанные с ними действия: необходимость дополнительных маршрутов и
остановок общественного транспорта, тротуаров, светофоров, переходов, не являются
частью бизнес-проекта. В отличие от паркинга, разметки, навигации по ТЦ и
других факторов, способствующих увеличению прибыли, инфраструктура несет
исключительно общественную нагрузку и, следовательно, не финансируется бизнесом.
В результате один на один с инфраструктурной проблемой остаются муниципальные
власти, бюджеты которых часто не готовы к таким тратам.
Так кто же должен думать о транзитных
пассажирах, автомобилистах, жителях близлежащих районов и других людях, которые
в данный момент не являются целевой аудиторией ТРЦ?
Первый, и наиболее используемый
сейчас вариант ответа, — городские власти, которые вынуждены брать деньги на
компенсацию генерируемых бизнесом неудобств из государственного и собственных
бюджетов. Другими словами — из кошельков налогоплательщиков. Есть и второй
вариант, при котором развитие транспортной системы, необходимой для нового комплекса,
вполне может стать социальной частью инвестиционного проекта.
Для этого ещё на этапе проектирования
и создания проекта городские власти должны выявить возможные негативные последствия.
На основе этого анализа могут быть сформулированы требования к компенсационным
мероприятиям, которые вменяются в обязанность инвестору проекта как генератору этих
негативных факторов. Все, что остается сделать муниципалитету — выделить
дополнительную землю для инфраструктурных изменений и проконтролировать
исполнение обязательств на этапах проектирования, строительства и эксплуатации.
Если же не платит никто — от инвестора
это не требуется, а в бюджете нет денег — то платят жители, причем своим
собственным здоровьем и временем, которое теряют в пробках. Таким образом,
только действуя по второму сценарию, мы сможем быстро и эффективно изменить инфраструктуру
города под влиянием торговых центров нового поколения, сохранив при этом
средства, здоровье и лояльное отношение столичных жителей к инвестиционным
проектам.
Колонка опубликована в журнале D. Real Estate Development (№1 (04) - март, 2014)
Комментариев нет:
Отправить комментарий